Якутия мистическая: Рыжая красавица

Якутия мистическая: Рыжая красавица

Эта история произошла еще в восемнадцатом веке неподалеку от реки Вилюй.

Возвращаясь в свое село, якут скакал на коне по глухой зимней тайге и в какой-то момент понял, что не успеет добраться домой засветло. В подобных случаях путники, как правило, ночевали в пустующих балаганах, стоявших на полянах у дорог. Одни из таких балаганов были специально построены для этих целей, другие представляли собой покинутые дома, в которых некогда жили семьи.

Припозднившийся всадник вспомнил, что поблизости есть поляна с такой хижиной (в ней он останавливался и прежде), и направил коня туда. Уже в сумерках якут приблизился к знакомому балагану и вдруг заметил, что внутри кто-то есть: в окнах горит свет, а из печной трубы вьется дымок и летят искры. Это открытие весьма обрадовало путника, ведь в компании пережить ночь веселее, да и обогреться после такой стужи никак не помешает.

Якутия мистическая: Рыжая красавица

Прекрасная незнакомка

У коновязи мужчина с удивлением обнаружил высокого породистого скакуна белоснежной масти, по сравнению с которым его собственная рабочая лошадка выглядела совсем жалкой. Чужой конь был впряжен в роскошную, искусно сработанную телегу с редким по тем временам мягким сиденьем, да еще и расписанную ярким рисунком. Увидев все это, якут понял, что хижину облюбовал на ночь не кто-нибудь, а состоятельный купец или крупный староста.

Якутия мистическая: Рыжая красавица

Оробевший путник не знал, обрадуется ли знатный незнакомец его появлению, но снаружи было так холодно, что он решил попытать счастья. Возвратиться в ночь всегда можно, а тут есть шанс, что тебя обогреют и, возможно, даже накормят.

Наш герой спешился и хотел было подвести лошадь к коновязи, но она принялась изо всех сил упираться и никак не желала встать рядом с белым красавцем. Решив, что его лошадь тоже стесняется своего высокородного соплеменника, мужчина привязал ее к ближайшему дереву. Стряхнув с одежды снег и приведя себя в более-менее приличный вид, он несмело постучал в дверь и вошел в балаган.

Там действительно было тепло и уютно. В печке трещали дрова, в котелке кипел суп, а на столе красовались разные яства и бутылка вина. Путник не поверил своим глазам, когда увидел, кому принадлежало все это добро. У печки сидела молодая русская женщина в богатой одежде — удивительно красивая, высокая, с длинными волосами рыжего цвета. Прекрасная незнакомка как раз расчесывала свои пышные волосы гребешком с самоцветами, когда увидела чужака.

Возникла долгая пауза. Не знавший русского языка и вконец смущенный, якут сперва перетаптывался у входа, а потом все же решил вернуться наружу: хижина хоть и была ничейной, но правила приличия не позволяли ему стеснять своим присутствием незнакомую даму, которая к тому же первой заняла это место.

Неожиданно рыжеволосая красавица встала и без всякой тени неловкости или боязни попросила гостя остаться. Якутского языка она не знала, поэтому изъяснялась жестами.

Конечно, наш герой не стал отказываться. Он разулся, снял верхнюю одежду. Женщина предложила ему сесть за стол, разлила по тарелкам суп, отломила гостю хлеба, нарезала ветчины. Стали ужинать. Во время трапезы незнакомка принялась что-то увлеченно говорить мужчине, периодически указывая на окно. По всей видимости, рассказывала, как ее угораздило очутиться в такой глуши.

Гость только кивал да поддакивал, делая вид, будто все понимает. Угощение русской женщины ему чрезвычайно понравилась, особенно если учесть, что с самого утра у путника не было маковой росинки во рту. Когда он попросил добавки, хозяйка с радостью подлила ему супа.

Якут посчитал, что встретился с купчихой из Иркутска, которая направляется в Якутск через Вилюй. Разумеется, ехать в одиночестве через тайгу, с таким дорогим имуществом и, наверняка, деньгами – крайне опасная для женщины затея, однако эти русские способны и не такое безрассудство…

Якутия мистическая: Рыжая красавица

…Рыжая красавица тем временем попросила своего визави откупорить бутылку вина. Вскоре оно ударило якуту в голову, и тот уже сам начал рассказывать незнакомке о себе. Она заинтересованно кивала и время от времени заливалась смехом, показывая в свою очередь, что понимает, о чем идет речь. Мужчина чувствовал себя как во сне, и это странное общение придавало ситуации еще большую романтическую загадочность.

Огонь в печи разгорался, и в хижине становилось все жарче. Якут снял плотную зимнюю рубашку, собеседница последовала его примеру и осталась без верхнего платья. Когда бутылка подошла к концу, женщина достала откуда-то еще одну, с более крепким питьем.

В конце концов путник здорово опьянел, и «купчиха» принялась делать ему недвусмысленные намеки, а потом и вовсе потащила на топчан. Не веря до конца, что он стал героем такой зимней сказки, якут исполнил свою миссию и забылся глубоким сном…

Страшные последствия нечаянной встречи

Очнулся он глубокой ночью от нестерпимого холода, пронизывавшего все тело. С ужасом мужчина увидел, что лежит полуголый в темном ледяном балагане, где, кроме него, никого нет и, судя по всему, не было. А печью в последнее время вообще явно не пользовались.

Самочувствие у нашего героя было отвратительным: руки и ноги успели окоченеть, голова раскалывалась с похмелья. Кое-как размяв конечности и одевшись, якут вышел наружу и заметил в лунном свете, что под коновязью, возле которой он видел белоснежного жеребца, нет никаких следов… Сев на лошадь, якут в полном смятении поскакал в свою деревню.

Однако не похмелье и даже не сильное переохлаждение стали роковыми для любовника рыжей красавицы. Оказавшись на рассвете дома, он понял, что его головная боль только усиливается. Вскоре к ней прибавились озноб, лихорадка, рвота и жуткие боли во всем теле. Якут слег и больше не вставал. На смертном одре, дабы снять с души камень, он поведал родным, что случилось с ним той страшной ночью.

Кончина несчастного стала первой в череде жутких смертей, как бич обрушившейся на жителей Якутии. Вначале один за другим стали заболевать односельчане нашего героя, затем эпидемия перекинулась на соседние села, потом охватила целый улус — но и тогда поветрие не остановилось. Покойники исчислялись десятками тысяч, а немногочисленные выжившие оставались навсегда обезображенными. Дух черной оспы, как заключили шаманы, явился с запада в виде красивой русской женщины с рыжими волосами, чтобы приносить страдания и смерть. Перед каждой вспышкой болезни она появлялась тут и там, и каждый одинокий путник, которого ей удавалось соблазнить, подписывал своим родным и землякам смертный приговор…

В дореволюционные времена оспа периодически выкашивала значительную часть якутского населения, проникая даже в самые глухие и отдаленные уголки. Здешние представления о духе черной оспы как о богатой русской купчихе были весьма устойчивыми. Фольклористы считают, что в этом нет ничего удивительного, поскольку зараза всякий раз приходила сюда торговым путем из Иркутска, и приносили ее в Якутию заезжие русские купцы и путешественники. Отсюда и такая персонификация.

esoreiter.ru