Астрономы нашли обломок погибшей планеты на орбите вокруг белого карлика

В процессе изучения остаточного диска, окружающего белый карлик SDSS J1228+1040 (SDSS J122859.93 + 104032.9), коллектив ученых совершил любопытное открытие. Астрономы обнаружили признаки существования крупного обломка, чья орбита проходит на очень небольшом расстоянии от мертвой звезды.

Астрономы нашли обломок погибшей планеты на орбите вокруг белого карликаSDSS J1228+1040 в представлении художника. Источник: University of Warwick/Mark Garlick

SDSS J1228+1040 удален на 410 световых лет от Земли. В далеком прошлом он представлял собой звезду, чья масса превышала солнечную в два раза. После исчерпания запасов водородного горючего светило начало расширяться, выбрасывая в окружающее пространство свое вещество. В конце концов, звезда полностью лишилась газовой оболочки и от нее осталось лишь ядро. Оно остыло, сжалось и превратилось в белый карлик — объект, размер который сопоставим с размером Земли, но который при этом имеет массу, эквивалентную 70% солнечной.

Ранее считалось, что на небольшом расстоянии от белых карликов не может существовать никаких тел. Предполагалось, что превращение в красного гиганта и последующий сброс оболочки полностью очищает окрестности погибающей звезды. Однако за последние годы астрономы неоднократно находили белые карлики, окруженные дисками, состоящими из обломков, оставшихся от разрушенных приливными силами астероидов, комет, а возможно, и планет.

Астрономы нашли обломок погибшей планеты на орбите вокруг белого карликаСхема остаточного диска, окружающего белый карлик SDSS J1228+1040. Источник: University of Warwick/C. Manser/ESO

Но случай с SDSS J1228+1040 еще интереснее. Во время изучения окружающего белый карлик обломочного диска астрономы обнаружили периодические отклонения в его излучении. Оно соответствует телу с периодом обращения всего 2 часа. Это совсем немного по космическим меркам. Объект, расположенный на столь близкой дистанции, будет подвергаться мощному приливному воздействию, которое неминуемо разрушит обычное каменное тело.

Выполнив серию моделирований, ученые пришли к выводу, что минимальная средняя плотность объекта, способного противостоять гравитации белого карлика на подобной дистанции должна составлять не менее 8 г/см3. Что касается размеров тела, то в зависимости от его плотности, оно должно иметь диаметр от 4 до 200 км. По мнению исследователей, подобные характеристики соответствую обломку железно-никелевого ядра, оставшемуся от уничтоженной каменной планеты. Ее кора и мантии были разрушены и поглощены умирающей звездой. Ядро же осталось на орбите вокруг белого карлика в качестве своеобразного напоминания об исчезнувшем мире.

По материалам: https://phys.org