Наверное, нет такого человека, который хотел, чтобы его обманывали. И, тем не менее, обмануть любого очень просто, поскольку наша психика создана по определенным правилам, которые давно изучены настоящими манипуляторами. (esoreiter.ru)
Вспомните, как ловко работают цыганки, причем все прекрасно знают, что собой представляют эти дамочки с их «позолоти ручку – и я скажу, что тебя ждет», тем не менее, по статистике 90 процентов людей клюет на эту удочку.
Но если бы только цыганки, сегодня нас окружают куда более профессиональные манипуляторы – магазины с их профессиональными маркетологами, которых специально учат мастерству впаривать нам все, что угодно, по любой цене и при этом оставлять нас с ощущением удовлетворенности от такой навязанной покупки. Вроде и придраться тут не к чему, может, это вовсе и не обман?
Да, это просто маркетинговые уловки. Их много, мы вам расскажем лишь о некоторых, наиболее часто используемых во всех без исключения современных продуктовых магазинах, расскажем даже не с целью, чтобы вы знали, как вас обманывают, и могли хоть как-то противостоять этому, а лишь в целях всеобщего просвещения. Потому что многое из написанного ниже вы или знаете или почти знаете, но это ничему вас не учит. Поэтому эта статья скорее о том, что люди в какой-то степени – биороботы с определенным набором программ. И кукловоды, кто знает, как работают эти программы, легко дергает нас за ниточки, совсем как кукол…
Самый привлекательный всегда средний вариант
Если в магазине почти один и тот же товар предлагается по разным ценам, то покупатель выбирает – по средней стоимости. На дорогой товар жалко денег, дешевый вызывает сомнение в качестве, а вот средний — в самый раз. И маркетологи, прекрасно зная это, по средней цене спихивают самый плохой товар, например, просроченный или залежалый, который вот-вот станет просроченным, не пользующийся спросом по причине низкого качества, ну и так далее.
Проходите мимо желтых и красных ценников
Кто из нас не видел эти яркие желтые (иногда красные) ценники, на которых зачеркнута старая цена и обозначена весьма привлекательная новая. Человек тут же, даже подсознательно, начинает подсчитывать свою выгоду, часто не задумываясь, а насколько реальна старая цена. Как правило, она взята с потолка, чтобы привлечь покупателя, отчего некоторые маркетологи нередко перегибают палку, например, назначая «новую цену» в два, а то и в три раза меньше «старой» – это вызывает подозрение даже у самых доверчивых посетителей магазина.
Такие акции порой даже вступают в противоречие с реальными ценами, когда покупатели видят желтый ценник, скажем, с яблоками по 70 рублей, и радостно покупают их, а почти рядом стоит лоток тех же яблок без акции по 60 рублей. Причем работники магазина иногда это делают даже специально: те, кто обнаружит яблоки с реальной ценой в 60 рублей, уж купят их непременно…
Манипуляции с девятками
Сегодня в магазине, в Интернете ли, но цены, типа 99 рублей, 999 рублей и так далее, просто заполонили все торговое пространство. Доходит иногда даже до абсурда – цена 99,99 рублей, хотя копейка в России давно уже «не ходит». Во-первых, считается, что 99 всегда привлекательнее 100 (не говоря уже о 999 и 1000), хотя разница чисто условная. Во-вторых, девятка считается магическим числом, способным привлекать внимание или, лучше сказать, зомбировать покупателя. Можно в это верить, можно не верить, но компания Stripe в начале этого года снова провела исследование на этот счет, которое подтвердило – работает, да еще как!
На уровне глаз лежит то, что магазин хочет продать в первую очередь
Статистика показывает, что со средних полок товар уходит в первую очередь. Людям лень нагибаться и уж тем более заглядывать на самый верх (да и не все там видно без очков, которые забыты дома). А вот перед глазами – все что надо. И если опять-таки магазину нужно спихнуть залежалый товар, то он окажется непременно на средних полках. Многие покупатели это знают, но… выбирают чаще всего именно средние полки в супермаркетах.
***
Таких уловок очень много, не все из них обязательно «обманные», как это чаще всего бывает с акциями, но исключительно все они работают на одно – заставить вас непременно что-то купить (для этого даже придуманы специальные запахи; самые ходовые товары, как молоко и хлеб, находятся на самых дальних стеллажах, чтобы вы побегали по магазину, и т.д.), не важно какого качества и даже какой цены.
Самое удивительное, что человек (подозревает это манипулирование его сознанием или не подозревает) уходит из магазина практически всегда удовлетворенным. Этому способствует сегодня и самообслуживание – покупатель же сам все выбрал (а сам ли?), никто ему ничего не навязывал…