Над вопросом, что такое мир, окружающий нас, человек, судя по всему, задумывался с самой глубокой древности. Однако сам этот мир имел смысл только в том случае, если его можно было рассматривать с точки зрения сознания, потому что даже первобытный человек, видимо, понимал: нет осознанного восприятия окружающего его мира, нет и этого мира. (esoreiter.ru)
В настоящее время существуют, по меньшей мере, три взгляда на то, что собой представляет сознание.
Материализм
Согласно материалистам, сознание – это продукт мозга человека, или более примитивного животного, или даже каких-то «мозговых структур» растительного мира. Уберите из этой «конструкции» мозг – и сознание прекратится, что и происходит в момент гибели любого живого организма.
Однако даже материалисты не вполне уверены, что после смерти сознание пропадает, не говоря уже о том, что в мире немало людей, которые не обладают мозгом вообще, и, тем не менее, живут, и это вполне сознательные личности. Кроме того, ученые уже давно сталкиваются с ограничениями материализма, скажем, с несоответствием Общей теории относительности Эйнштейна и принципом неопределенности Гейзенберга.
Дуализм души и тела
Долгое время эта теория была прерогативой лишь религиозных учений, согласно которой тело (физическая оболочка живого организма) и душа (сознание) – это разные вещи, соединенные в нашем материальном мире только для прохождения какой-то божественной задачи.
И хотя такой точки зрения придерживаются в основном религиозные люди или сторонники каких-то духовных практик, дуализм все больше интересует и ученых, которые даже измерили вес души в момент кончины человека, не говоря уже о многих прочих доказательств чисто научного плана. К примеру, под гипнозом человек может вспомнить свои прошлые жизни, что, с одной стороны, доказывает теорию реинкарнации, а с другой – подтверждает дуализм души и тела.
Панпсихизм
В научных кругах все большую популярность набирает теория панпсихизма, согласно которой первоосновной нашей Вселенной является сознание, начиная от Мирового и кончая проявлением его в каждой частичке бытия. Это в какой-то степени похоже на учение буддистов, вспомните дзенский коан: кто слышит звук падающего дерева, если рядом никого нет? То есть без сознания окружающий мир не имеет смысла, а значит и не существует.
Это подтверждается квантовой механикой, которая доказывает, что частицы не имеют ни формы, ни точного местонахождения, пока их не наблюдают либо измеряют. Так, известный американский физик-теоретик Джон Уилер уверен, что именно протосознание играет здесь роль главной скрипки, при этом все частички этого мира, даже самые мельчайшие, также наделяются сознанием, соприкасаясь с полем Творца. Согласно этому «антропному принципу участия», ничего не существует, пока для постижения чего-то (большого или малого, не важно) не появится сознание.
Но даже среди сторонников панпсихизма нет полного согласия. Некоторые ученые, даже соглашаясь с тем, что первопричиной всего в мире является сознание, пытаются «привязать» его к материальному миру. Например, нейробиолог Кристоф Кох (Института Аллена) планирует соединить мозги подопытных животных, проследив, что из этого получится. А английский физик и философ Роджер Пенроуз ищет сознание в синапсах мозга на квантовом уровне. При этом в последнее время он все больше скатывается к материализму, пытаясь доказать, что сознание – это все-таки порождение физического мира, но оно уже потом само порождает математику, способную кодировать законы физики, породившие это сознание. Мудрено, не правда ли?..
Писать обо всем этом можно очень много, тем более что ни доказать, ни опровергнуть наличие протосознания, как первопричины всего сущего во Вселенной, практически невозможно. Но… постигая эту истину, ученые, надо полагать, поднимаются еще на одну ступеньку в деле объяснения окружающего нас мира. Это в любом случае прогресс, и его можно только приветствовать!